Феномен Apple

Дата: 28.07.2013 | Категория: Мобильные технологии

Прежде, чем затронуть вопрос восприятия бренда Apple и его феноменального успеха на российском рынке, рассмотрим немного аналитики и сухих фактов из недавнего финансового отчета компании за третий квартал 2013 года. Главная тенденция – чистая прибыль Apple Inc снизилась (падение наблюдается  уже второй квартал кряду, показатель вывели на уровень 21,8%, это 6,90 млрд. долларов; чистая прибыль корпорации 29,5 млрд., а это на 22% ниже прошлогодней), но курс акций компании вырос. Стабильный спрос на гаджеты Apple наблюдается в Великобритании, США, Японии, Индии, Бразилии и Таиланде.

Глава Apple Inc Тим Кук сообщил, что, по итогам финансового отчета, можно отметить 2013 г., как рекордный для России по количеству проданных смартфонов iPhone. В России 80% смартфонов продаются ритейлерами, и в целом, руководство корпорации довольно уровнем взаимоотношений с операторами-партнерами по всему миру, и продолжает вести переговоры с другими представителями рынка для заключения новых контрактов на реализацию своей продукции. За третий квартал  Apple продала 31,2 млн. смартфонов, что уже на 20% больше, чем за прошлогодний финансовый период. Хуже обстоят дела по продажам iPad – падение на 14%, также корпорация снизила объем продаж ПК iMac на 7%. Это можно связать с трудностями из-за падения котировок акций (на 40%), задержкой с выпуском новых гаджетов.

Так чем же можно объяснить «священный трепет» потребителя при упоминании названия Apple. Пресловутая постсоветская ментальность, или иные комплексы простого народа, изо всех сил тянущегося к «элитарному» и «эксклюзивному»? Неадекватность восприятия бренда в некоторых странах проявляется остро (на фоне спокойствия и хладнокровия пресыщенной Америки), чего только стоит информация о некоторых случаях обмена почки на айфон в Китае. Пользователи Японии и Индии проявляют равнодушие, в Европе отношение деловое. А вот у нас, в России (и в Бразилии также), продукция Apple окутана аурой элитарности, наблюдается некий потребительский культ.

Три кита, на которых зиждется иллюзия элитарности продукции Apple: стильно (минимализм, дизайн, дорогие материалы) – круто (дорого и еще раз дорого) – элитарно (элита выбирает Apple, что уж там, даже наш премьер-министр имеет айфон).

В современной России проявления свойств потребительского общества связаны с иллюзиями и широкой востребованностью товаров, которые можно отнести к условно элитарным, т.н. «второй эшелон» (товары, которые не являются элитным эксклюзивом, но претендуют на место, расположенное на ступень ниже от продуктов экстра-класса). Вот здесь и прослеживается природа российской иллюзии относительно элитарности продукции Apple, которая как раз и принадлежит к категории товаров «второго эшелона». В общем-то, по стоимости, характеристикам, по качеству материалов и комплектующих, и прочее — это образцовый товар для простого, но гордого народа с обостренным чувством собственного достоинства.


Поделитесь новостью: